Site icon ПроТехнику.ру

Как заправить или дозаправить кондиционер своими руками — дозаправка фреоном

Что делает фреон в кондиционере?

Рассмотрим вкратце, что именно делает фреон в кондиционере:

  1. Хладагент выходит из испарителя в виде пара с низким давлением и низкой температурой.
  2. Компрессор повышает давление фреона до 15-20 атмосфер и температуру до +70-90º.
  3. Хладагент поступает в конденсатор. Там он охлаждается и переходит в жидкое состояние, и выделяет тепло. В простых моделях кондиционеров это тепло отводится за пределы помещения. В моделях с обогревом — используется для отопления комнаты.
  4. Далее фреон поступает в испаритель. Тут его давление снижается, и фреон вскипает и превращается в газ. На этом этапе хладагент выделяет холод, который остужает помещение.

То есть именно фреон, циркулирующий внутри кондиционера — охлаждает и нагревает воздух в комнате.

Какой фреон используется в бытовых кондиционерах

Фреонов существует около 40 разных типов.

В бытовых (домашних) кондиционерах используются такие марки хладагентов:

  1. R-407C. Дозаправить кондиционер с таким хладагентом нельзя, поскольку при утечке он меняет свой состав и теряет характеристики. Поэтому такие сплит-системы только полностью перезаправляются (старый фреон надо слить, а затем заправить новый). Баллон на 11.3 кг стоит около 6500 рублей.
  2. R-410A. В отличие от R-407C – при утечке не теряет характеристик. Поэтому системы с этим хладагентом можно дозаправлять. Баллон весом 11.3 кг стоит около 8000 рублей.
  3. R32. По теплопроводности и производительности — на 5% эффективнее, чем R-410A. Тоже не нуждается в полной замене — при утечке систему можно дозаправить, не сливая весь хладагент. Баллон весом 10 кг стоит около 8000-8500 рублей.
  4. R22. С 2010 года этот хладагент запретили в США и Европе, с 2015 — в РФ (поскольку он вредит озоновому слою Земли). Если у вас старая сплит-система — она еще может работать на таком фреоне. Новые — производятся уже на других марках. В системы с хладагентом R22 можно заливать R-407C.

Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?

Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:

  1. После установки или переустановки в новое место.
  2. После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
  3. Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
  4. Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно — то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.

Понять, что пришла пора замены — можно по качеству работы устройства.

Признаки утечки такие:

Сплит-системы

Точно определить срок заправки невозможно, так как это зависит от качества монтажа, а также качества самого кондиционера.

Лучше ориентироваться на признаки, указывающие недостаток фреона.

Но в любом случае, лучше проверять наличие фреона в системе хотя бы раз в два года.

Удобно это делать в комплексе с чисткой кондиционера, то есть проводить сервисное обслуживание.

Мобильные и оконные кондиционеры

Эти типы кондиционеров собраны в едином корпусе и все соединения находятся внутри и выполнены в заводских условиях методом пайки.

Таким кондиционерам заправка требуется очень редко. Но их особенность в том, что дозаправить их не получится — необходимо полностью перезаправлять всю систему.

Понадобится заправлять кондиционер и после некоторых видов ремонта:

Как узнать, сколько должно быть фреона в сплит системе?

В настоящее время существует несколько видов фреона или хладагента. В системе данное газообразное вещество является не только рабочим элементом кондиционирования воздуха, но и своеобразным смазочным материалом для компрессора, который есть в любой установке.

Любая сплит установка состоит из двух блоков. Один всегда устанавливается снаружи помещения, а другой внутри него. От одного отсека к другому проходит хладотрасса, по которой непосредственно и циркулирует фреон, а также электрокабель и дренажная система. Для проводки трассы для фреона применяют только трубки небольшого сечения в диаметре, выполненные из меди.

Количество фреона в сплит системе напрямую зависит от длины трассы для данного газообразного вещества, а также от потребляемой мощности компрессора. Например, стандартная трасса для кондиционера составляет длину до 5 метров. Если даже вы приобретаете новую систему, то увеличив длину трубопровода для фреона, вам придется выполнить и его дозаправку в саму систему. Именно поэтому нет однозначного значения для всех систем, которым можно было бы руководствоваться при их дозаправке или полной заправке.

Непосредственно на заводе изготовители сама установка обычно заправлена с учетом имеющейся длины трассы. Стоит заметить, что в системах кондиционирования воздуха длина медных трубопроводов меньше 3 метров не составляет.

Таким образом, получается, что на каждый метр медной трассы на заводе заправляют в систему 0,15 кг хладагента. Плюс к данной массе прибавляется и показатель мощности встроенного компрессора. Если взять параметры в общем соотношении то получается, что мощная установка имеет в себе фреона где-то 0,5 кг.

Естественно, со временем в каждой установке происходит постепенное испарение фреона. Данный процесс убыстряется, если при монтаже системы были допущены ошибки и стыки трубопроводов, точнее их соединение, было выполнено некачественно, и газ понемногу испарялся через оставленные щели. Разумеется, в этих случаях, прежде чем заниматься новой заправкой или дозаправкой необходимо устранить в системе все имеющиеся изъяны.

Количество фреона для дозаправки

О том, сколько хладагента необходимо заправлять в установку и сколько там фреона находится – эти данные обычно указываются фирмой изготовителем. Они указаны на металлической табличке, а сама табличка или другими словами шильда всегда находится на внутреннем корпусе сплит системы. Дозаправка кондиционера осуществляется с учетом указанных там показателей.

Количество газообразного вещества, которое необходимо дозаправить в кондиционер, обычно высчитывают с помощью такого устройства, как манометр. Используя его, определяют значение величины давления в охлаждающем контуре.

Как узнать о недостаточном количестве фреона

Каждый владелец должен знать, как выяснить, что в системе не хватает хладагента, это поможет вовремя произвести дозаправку. Обычно об этом говорят следующие факторы:

  1. Кондиционер стал гораздо слабее охлаждать воздух в помещении, даже если работает на максимальном режиме.
  2. Установка совсем перестала охлаждать воздух в помещении.
  3. В местах стыковки трубок хладотрассы и клапанов появился иней, который видно невооруженным глазом.

Это самые основные факты, прямо говорящие о том, что в установке не хватает хладагента. Прежде чем начать определять количество хладагента в кондиционере для дозаправки или его полной заправки самостоятельно необходимо выяснить, какое именно газообразное вещество было в него заправлено. В настоящее время для сплит систем используется несколько видов фреона разных марок.

Самые первые кондиционеры и системы для кондиционирования воздуха в помещении заправлялись фреоном марки R-22. При этом давление фреона в кондиционере при температуре на улице от до 30 градусов составляет 4,5 бара. Впоследствии ученые установили, что данный газ очень негативно сказывается на озоновом слое земли. Кроме того, при резком понижении температуры, система с таким хладагентом становилось очень неэффективной в работе.

В дальнейшем новые модели кондиционеров и установок стали заправлять более современными хладагентами, которые к тому же были совершенно безопасны в работе и никак не усугубляли состояние озонового слоя атмосферы. Так, что сегодня вы вряд ли найдете хотя бы одну установку, работающую на этом газообразном веществе.

Разумеется, сервисные компании знают множество нюансов и разнообразных факторов, которые следует учитывать при заправке системы фреоном. Но если вы планируете выполнить данную работу своими силами, то вам, безусловно, пригодятся их опыт и знания.

Как заправить систему

Есть несколько достаточно несложных способов, позволяющих справиться с данной задачей самостоятельно.

Для того чтобы не заниматься высчитыванием оставшегося количества фреона в установке, можно и вовсе не проводить дозаправку, а выполнить по новой заправку всей системы. Для осуществления этого процесса весь фреон, который остался в кондиционере выпускают наружу через специальный клапан. Новое количество фреона в кондиционере определяется с использованием весов. В установку заправляют только то количество, которое указано на самом внутреннем корпусе системы, те данные, которые всегда указывает именно завод – производитель. Такая заправка представляет собой достаточно простой и безопасный процесс.

Рекомендации специалистов говорят о том, что будет гораздо эффективнее немного не дозаправить необходимого количества хладагента в сплит систему, чем поместить туда его переизбыток. Это связано с химическим свойством фреона переходить из жидкого состояния в газообразное. Если в установке будет хладагента слишком много, то он просто не будет успевать трансформироваться из одного состояние в другое.

Определить, что в сплит системе недостаточно газообразного вещества можно используя и обычный термометр. Правда, данный метод к инверторным установкам не подойдет. Итак, к вентилятору подносят термометр. И если его температура составляет 5-8 градусов, что обычно указывается и в паспорте устройства, то это показатель того, что кондиционер работает в нормальном режиме, с нормальной мощностью, а количество хладагента вполне соответствует норме.

Оборудование и материалы для работы

Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:

Примечание. Модели насосов, оборудованные обратным клапаном, не «забрасывают» собственное масло внутрь фреонопроводов в процессе работы.

Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).

При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:

  1. Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
  2. Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
  3. Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
  4. Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
  5. Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.


Сифон позволяет закачивать жидкий хладагент через трубку, ставить емкость вверх дном не нужно

В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.

Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.

Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.

Методы

Перед осуществлением заправки бытового домашнего кондиционера самостоятельно следует знать, какие существуют методы и способы заправки такой техники. Речь идет о следующих методиках.




Как правильно дозаправить устройство

Если выполнять заправку сплит установки, придерживаясь и выполняя определенные правила, то никакого ущерба системе не будет.

  1. Самый простой и безопасный способ произвести заправку фреона в установку это использовать весы. Во-первых, всю нужную информацию вы всегда найдете на металлической шильде, которая крепится к блоку. Кроме того, имейте в виду, что если вы при установке использовали большую длину трассы для хладагента, чем указала фирма изготовитель, то вам придется систему дозаправить.
  2. Когда происходит новая заправка хладагента в установку, необходимо выпускать остатки фреона наружу таким образом, чтобы масло осталось внутри сплит системы. Для этого вентиль на клапане, через который будет выходить наружу газ, приоткрывают, так чтобы не допустить утечки масла. Для того чтобы хладагент покинул устройство необходимо примерно несколько часов.

Варианты дозаправки

Статистика утверждает, что любое изделие климатического класса при эксплуатации теряет 8% от первоначальной заправки за год, поэтому один раз в 2 года необходимо заправить сплит-систему фреоном. А самостоятельно вы будете это делать или приглашать специалиста — это отдельный вопрос. Кондиционер нужно заправлять и в том случае, если он выдает температуру немного меньше, чем вы установили на дисплее, давление должно быть постоянным внутри системы и количество хладагента играет при этом основную роль.

Очень важно! Недостаток объема хладагента не обеспечивает нормальную работу устройства, а избыток давления — верная причина неожиданной поломки компрессора.

Есть два основных метода дозаправки кондиционера фреоном.

  1. По степени давления. Чтобы определить количество летучего газа для заправки, надо знать оптимальное давление, указанное в инструкции по эксплуатации, сравнить его с давлением в системе кондиционирования, которое показывает подключенный коллектор. Как правило, такой метод заправки кондиционера по давлению, осуществляется при утечке фреона из-за длительной эксплуатации.
  2. По массе. Метод применяется при полной замене хладагента — сначала из системы его выкачивают, а потом, при помощи электронных весов, зная вес газа, закачанного в баллон, заправляют сплит-систему фреоном.

Существует методика с помощью мерного стекла, но им пользуются для заправки кондиционера хладоном очень редко, только после проведенного ремонта. При обнаружении в специальном смотровом окне наличия пузырьков воздуха, закачка фреона не производится до тех пор, пока они не исчезнут из системы.

Диагностирование оборудования

Применение фреона в холодильных установках, а также в установках кондиционирования – сегодня вещь просто незаменимая. И вполне естественно, что после полной или частичной заправки в кондиционер хладагента необходимо произвести тщательную диагностику оборудования и проверить его на предмет герметичности соединительных стыков и эффективность работы всей установки.

Данные действия помогут в дальнейшем избежать утечки хладагента из-за неплотных стыков и повысить работоспособность всей установки. Иногда бывает и так, что эффективность работы кондиционера после дозаправки не восстанавливается. Хотя сама система работает исправно. В этом случае, возможно, что какие-то поломки могли произойти внутри устройства.

Бесфреоновый кондиционер

На Украине группа инженеров центра воздушных технологий создала климатическую систему, не имеющую аналогов на мировом рынке. Кондиционер, в котором хладагентом выступает воздух, гораздо дешевле в затратах электроэнергии, при этом воздух – самое доступное вещество. По сравнению с обычными бытовыми системами, которые прогоняют через себя воздух из помещения ВКС – воздушная климатическая система – способна вентилировать комнаты постоянно. Это дает возможность устанавливать такую систему в больших центрах – спортивных, развлекательных, для которых существуют специальные стандарты количества свежего воздуха в час на одного человека.

Отсутствие фреона или каких-либо смазочных материалов делает такую систему экологически чистой.

Температуры, при которых устройство способно работать, колеблются от минус 50 градусов до плюс 50. Зимой в режиме обогрева система отводит холодный воздух в атмосферу. Летом теплые массы используются для одновременного бесплатного подогрева воды в бассейне, душевых. Это снижает затраты в 3 – 4 раза.

Преимущества ВКС:

Воздушная климатическая установка позволяет учитывать все стандарты качества воздуха в помещении и его озонобезопасности.

Советы и рекомендации

Во время заправка кондиционера своими руками нужно руководствоваться рекомендациями. Это касается не только подбора фреона, но и всего процесса.

  1. Ориентир делается исключительно на марку фреона, указанного в инструкции. Как правило, это R410а. Иногда бывают R 22 или R 134а. Если попадется R 12, то брать не стоит, поскольку такая марка относится к устаревшим.
  2. В зависимости от марки фреона подбирается манометрический коллектор. Его шланги настроены на работу только с конкретным видом газа. Связано это с тем, что в хладагенте содержатся минеральные и синтетические масла.
  3. Количество фреона берется с запасом. Он необходим для продувки шлангов и заполнения магистралей свыше 3 м. Стандартный вес составляет 1 кг .
  4. Во время работы требуется уделить время поиску мест утечки фреона. В случае нахождения заняться их устранением.
  5. Работать с вентилями в указанной последовательности.
  6. Не игнорировать этап продувки шлангов. Нельзя допускать попадания в систему кислорода и влаги.
  7. Обязательно закручивать вентиль баллона перед отсоединением шлангов.

Заключение

Если в квартире или доме установлен кондиционер, то нелишним будет знать правила его эксплуатации и сервисного обслуживания. Как заправляют кондиционеры,можно почитать в сети интернет или печатных изданиях, это поможет понять все манипуляции, которые будет проводить мастер при обслуживании устройства.

Источники
  • https://ventihome.ru/mikroklimat/kondicionirovanie/zapravka-konditsionera-freonom-kak-zapravit.html
  • https://MasterXoloda.ru/remont-kondicionerov/zapravka-kondicionerov-freonom
  • https://oventilyatsii.ru/kolichestvo-freona-v-kondicionere.html
  • https://otivent.com/zapravka-kondicionera-freonom
  • https://stroy-podskazka.ru/kondicionery/kak-zapravit/
  • https://tehnika.expert/klimaticheskaya/kondicioner/kak-zapravit.html
  • https://StrojDvor.ru/kondicionirovanie/skolko-freona-v-kondicionere-obem-kolichestvo-besfreonovyj-kondicioner/
  • https://TopVentilyaciya.ru/konditsionirovanie/zapravka-konditsionerov-freonom.html
  • https://oventilyatsii.ru/chem-zapravlyayut-kondicionery.html

Exit mobile version